1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к компетенции арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса - административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
- Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц
- Статья 203. Подача заявления о привлечении к административной ответственности
Комментарий к ст. 202 АПК РФ
1. Особенностью рассмотрения в арбитражных судах дел о привлечении к административной ответственности является смешанный процессуально-правовой режим рассмотрения данной категории дел, обязывающий арбитражный суд применять три группы процессуальных норм:
а) общие правила искового производства (разд. I и II АПК);
б) правила административного судопроизводства (гл. 25 АПК);
в) правила производства по делам об административных правонарушениях (гл. 28 и 29 КоАП).
Разрешение процессуальных коллизий между АПК и КоАП может производиться различными способами в зависимости от характера разрешаемого вопроса, степени его связанности с правилами судопроизводства в арбитражных судах, а также с задачами производства по делам об административных правонарушениях. В тех случаях, когда положения гл. 25 и иные нормы АПК прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами. Это касается наименования категорий дел (гл. 25 АПК), оснований возбуждения производства по делам (ч. 2 ст. 202 и ч. 2 ст. 207 АПК), наименования и содержания судебных актов суда первой инстанции (ст. ст. 206 и 211 АПК), составления протокола судебного заседания (ст. 155 АПК), сроков направления лицам, участвующим в деле, копий судебных актов (ч. 5 ст. 206 и ч. 6 ст. 211 АПК).
В то же время, учитывая достаточно схематичное регулирование АПК вопросов рассмотрения дел об административных правонарушениях, арбитражные суды субсидиарно применяют отдельные процессуальные нормы КоАП, восполняющие имеющиеся пробелы АПК либо устанавливающие иные по сравнению с АПК процессуальные правила, когда это позволяет учесть специфику материальных или процессуальных административно-деликтных отношений. Так, например, арбитражные суды непосредственно на основании процессуальных норм КоАП принимают следующие судебные решения:
- о возвращении протокола об административном правонарушении административному органу для устранения недостатков (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП);
- о принятии заявления прокурора о привлечении лица к административной ответственности (ст. ст. 28.4 и 28.8 КоАП);
- о допуске потерпевшего в судебное заседание и направлении ему копии решения по делу (ст. ст. 25.2, 29.10 КоАП);
- о сроке и порядке предъявления к исполнению судебного решения о привлечении к административной ответственности (ст. ст. 31.3, 31.9 КоАП);
- о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 32.12 КоАП).
Также большое значение для разрешения данной категории споров имеют материально-правовые и процессуально-правовые нормы КоАП, регулирующие условия и основания для принятия арбитражным судом тех или иных решений, т.е. регулирующие разрешение административно-деликтных споров по существу.
2. К подведомственности арбитражных судов отнесены составы административных правонарушений, указанные в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП.
Указанные составы административных правонарушений подведомственны арбитражным судам при условии, что правонарушения совершены юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Следовательно, если административный орган, выявив административное правонарушение, составляет протоколы об административном правонарушении и в отношении юридического лица, и в отношении его руководителя (ч. 3 ст. 2.1 КоАП), арбитражные суды компетентны рассматривать заявление административного органа о привлечении к административной ответственности только юридического лица.
Ряд составов административных правонарушений, отнесенных к подведомственности арбитражных судов, учитывая признаки субъектов, их совершающих, не могут быть совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, например, составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.1, ст. 14.14, ч. 3 ст. 14.13, ч. 1 ст. 14.23 КоАП, что следует учитывать арбитражным судам при рассмотрении заявлений административных органов. В отношении состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 20 ФЗ о несостоятельности (банкротстве) в редакции, вступившей в силу с 01.01.2011, арбитражный управляющий осуществляет профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой, а его деятельность в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью. Следовательно, для оставления данного состава в ведении арбитражных судов требуется внесение изменений в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП.
3. Если после выявления административного правонарушения, совершенного индивидуальным предпринимателем, произошла государственная регистрация прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, это не влияет на подведомственность дела арбитражному суду (пп. "д" п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях"). В случае утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя арбитражный суд уполномочен рассматривать дело об административном правонарушении, совершенным таким лицом в качестве индивидуального предпринимателя с назначением ему административного наказания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части КоАП для индивидуальных предпринимателей. Утрата статуса индивидуального предпринимателя не препятствует назначению таких административных наказаний, как конфискация предмета или орудия административного правонарушения, а также дисквалификация. Что касается такого административного наказания, как административное приостановление деятельности, то его назначение физическому лицу, прекратившему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не будет отвечать целям административного наказания (ст. 3.1 КоАП).
Индивидуальный предприниматель в качестве субъекта административного правонарушения в статьях Особенной части КоАП может закрепляться различными способами:
во-первых, путем указания в санкции статьи Особенной части на административные наказания, применяемые к должностным лицам - в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП не установлено иное (см., например, примечание к ст. 15.3 КоАП);
во-вторых, путем выделения в качестве самостоятельных наряду с должностными лицами субъектов административных правонарушений в связи с необходимостью дифференциации административных наказаний (ч. 4 ст. 14.1 КоАП);
в-третьих, путем указания на то, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица (см. примечание к ст. 18.1 КоАП).
Если совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве юридического лица, правонарушение не связано с его предпринимательской деятельностью, то он несет административную ответственность как гражданин, а дела о таких административных правонарушениях неподведомственны арбитражным судам.
4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подведомственны арбитражным судам и в тех случаях, когда на основании ст. 28.7 КоАП по ним проводилось административное расследование (см. п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях"). Данное разъяснение потребовалось в целях исключения иного истолкования положения абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, хотя совершенно очевидно, что содержащееся в нем нормативное предписание относится к разграничению подсудности дел об административных правонарушениях мировых судей и судей районных судов.
Дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП к подведомственности судей арбитражных судов, предусмотренные одновременно в ч. 2 ст. 23.1 КоАП, рассматриваются арбитражными судами только при условии, что административный орган (должностное лицо), к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение в арбитражный суд (см. п. 9.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях"). К таким делам относятся административные правонарушения, предусмотренные в ст. ст. 9.4, 9.5, ч. 3 ст. 9.5.1, ч. 6 ст. 19.5, 14.31 - 14.33 КоАП.
Условная подведомственность данной категории дел арбитражным судам не изменяется в зависимости от того, проводилось ли административным органом на стадии возбуждения дела административное расследование или нет. В то же время для принятия административным органом (должностным лицом) решения о передаче дела об административном правонарушении, предусмотренном одновременно в ч. 2 и абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, для рассмотрения в арбитражный суд должно соблюдаться следующее условие - дело об административном правонарушении, подведомственное одновременно административному органу и арбитражному суду, может быть передано в арбитражный суд только с целью рассмотрения вопроса о назначении юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю такого административного наказания, которое вправе назначить только суд - конфискация орудия или предмета административного правонарушения, дисквалификация, административное приостановление деятельности. К сожалению, федеральный законодатель неправомерно расширил перечень составов административных правонарушений, рассмотрение дел о которых отнесено к условной подведомственности судей (ч. 2 ст. 23.1 КоАП) за счет правонарушений, не предусматривающих назначение всем или определенным субъектам административных наказаний, которые может назначить только суд. Применительно к делам об административных правонарушениях, подведомственных арбитражным судам, речь идет об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 9.5, ст. 14.31 (совершенных юридическими лицами), ст. 14.31.1, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.32 (совершенных юридическими лицами), ч. ч. 1, 2 ст. 14.33 (совершенных юридическими лицами). На наш взгляд, административные органы не вправе выносить определения о передаче в арбитражный суд дел об административных правонарушениях, предусмотренных этими статьями, поскольку они уполномочены самостоятельно назначать предусмотренные в санкциях этих статей виды и размеры административных наказаний.
5. Производство по делам о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах, в отличие от судов общей юрисдикции, возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с КоАП составлять протоколы об административных правонарушениях. Тем самым обеспечивается переход дела из административно-юрисдикционного производства в административное судопроизводство, в основе которого лежит исковое производство, а административный орган приобретает процессуальный статус стороны в арбитражном процессе (ст. 45 АПК).
Порядок определения компетентности административных органов и их должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях устанавливается ст. 28.3 КоАП. Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП в пределах компетенции соответствующего органа. Применительно к делам об административных правонарушениях, подведомственных арбитражным судам, такой подход применим лишь к тем правонарушениям, которые относятся к условной подведомственности арбитражных судов - ст. ст. 9.4, 9.5, ч. 3 ст. 9.5.1, ст. ст. 14.31 - 14.33 КоАП.
По всем остальным административным правонарушениям, подведомственным арбитражным судам, действуют правила, установленные в ч. ч. 2 и 3 ст. 28.3 КоАП - протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них ФЗ либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, а также должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, в случае передачи им полномочий РФ на осуществление государственного контроля и надзора, а также по ч. ч. 3 и 4 ст. 14.1 КоАП в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Применяя вышеназванные положения КоАП, необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, по одним и тем же статьям Особенной части КоАП протоколы вправе составлять должностные лица различных административных органов применительно к своей сфере или области контрольно-надзорной деятельности. Во-вторых, нормативные предписания ст. 28.3 КоАП о полномочиях должностных лиц административных органов по составлению протоколов об административных правонарушениях имеют приоритет перед статутными правовыми актами, определяющими правовое положение тех или иных административных органов (положениями, регламентами, и т.п.). В-третьих, в случае реорганизации административного органа с передачей его функций и полномочий полностью или частично иному административному органу протоколы составляются должностными лицами того административного органа, которому переданы соответствующие функции и полномочия. Это же касается ситуации, когда изменяется наименование должности должностного лица, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях (см. ст. 22.3 КоАП).
В соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с требованиями федерального законодательства. Такие перечни утверждаются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ путем указания на конкретное наименование государственной должности или выполняемые лицом, замещающим такую должность, функции (полномочия).
По общему правилу не любое должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с КоАП, вправе от имени административного органа обратиться с заявлением в арбитражный суд. В большинстве случаев такими полномочиями наделены руководители административных органов и их заместители либо в силу прямого указания закона (например, ст. 8 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах РФ", ст. 51 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), либо в соответствии с положением об органе. В этом случае для обращения в арбитражный суд иных должностных лиц административного органа необходима оформленная в установленном порядке доверенность. В виде исключения можно назвать полномочия судебных приставов-исполнителей, предусмотренные ФЗ от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и ФЗ "Об исполнительном производстве".
6. С заявлением о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд вправе обратиться прокурор (прокурор города или района и его заместители, а также приравненные к ним и вышестоящие прокуроры), который в соответствии со ст. 28.4 КоАП вправе возбудить дело о любом административном правонарушении путем вынесения постановления о возбуждении дела - в этом случае протокол об административном правонарушении не составляется. При обращении в суд прокурора с заявлением о привлечении лица к административной ответственности прокурор пользуется правами и несет обязанности административного органа, предусмотренными гл. 25 и иными нормами АПК (см. п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях").
7. Как разъяснил ВАС РФ, при поступлении заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, рассмотрение дела о котором не отнесено абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП к подведомственности арбитражного суда, суд выносит определение о возвращении заявления применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК. Очевидно, данное разъяснение применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК носит "вынужденный" характер, "приравнивая" неподведомственность дела к его неподсудности, но в то же время позволяет обеспечить соблюдение оперативности при рассмотрении данной категории дел, учитывая течение сроков давности привлечения к административной ответственности. Административный орган (прокурор), получив определение арбитражного суда о возвращении заявления в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду, не вправе повторно обратиться с тем же требованием (по тому же составу административного правонарушения) в арбитражный суд (ч. 6 ст. 129 АПК). Очевидно, что определение о возвращении заявления должно выноситься до вынесения определения о принятии заявления к производству арбитражного суда (ст. 127 АПК).
В случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения (т.е. после принятия заявления к производству арбитражного суда) суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу. Вынесение указанного определения не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет лишь прекращение рассмотрения заявления административного органа в арбитражном суде (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
8. Установленный АПК порядок возбуждения в арбитражных судах дел о привлечении к административной ответственности исключает возможность направления указанных дел в арбитражный суд из судов общей юрисдикции и административных органов в связи с вынесением ими определения о направлении материалов дела по подведомственности (п. 5 ч. 1 ст. 29.4, ст. 29.9 КоАП). Как разъяснил ВС РФ, в случае вынесения судом общей юрисдикции определения о передаче дела об административном правонарушении по подведомственности, если указанное дело подведомственно арбитражным судам, протокол и иные материалы дела должны быть возвращены органу или должностному лицу, которые обратились с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении в суд общей юрисдикции (см. Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за 3 квартал 2006 г., утвержденный Постановлением Президиума ВС РФ от 29.11.2006).
Судебная практика по статье 202 АПК РФ
Из судебных актов следует, что данный довод ранее являлся предметом рассмотрения по настоящему делу. Руководствуясь положениям части 3 статьи 29, части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 2, 3 статьи 23.1 КоАП РФ, суды пришли к правильному выводу, что в настоящем деле имелись предусмотренные законом основания для принятия Арбитражным судом Ивановской области заявленных прокурором требований к своему производству, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, рассмотрено с соблюдением установленных правил подсудности.
Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2017 N 308-АД17-748 по делу N А53-14211/2016
В соответствии с частью 1 статьи 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Постановление Верховного Суда РФ от 07.07.2017 N 45-АД17-12
Решением судьи Свердловского областного суда от 15 июня 2016 г. постановление должностного лица антимонопольного органа и решение судьи районного суда отменены, дело об административном правонарушении в отношении Бреденко А.В. возвращено в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области для оформления в соответствии с положениями статей 202 - 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2017 N 304-АД17-13717 по делу N А46-15747/2016
Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2017 N 309-ЭС17-11333 по делу N А50-17688/2016
Довод общества о том, что суды неправомерно не применили положения части 4 статьи 202 АПК РФ, отклоняется.
Правило о продлении срока исковой давности до шести месяцев касается тех обстоятельств, которые поименованы в пункте 1 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации и характеризуются неопределенностью момента их прекращения. Применительно к соблюдению процедуры досудебного урегулирования спора начало и окончание этой процедуры, влияющей на приостановление течения срока, установлены законом.
Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2018 N 302-АД18-2316 по делу N А33-5790/2017
Между тем, указанные доводы административного органа получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным обстоятельствам вменяемых арбитражному управляющему в заявлении правонарушений и основания для возбуждения производства по делу о привлечении к административной ответственности (статьи 202, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 N 1648-О
части 1 статьи 202 АПК Российской Федерации, предусматривающей, что дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 "Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности", и федеральным законом об административных правонарушениях.
Определение Верховного Суда РФ от 07.11.2018 N 309-АД18-17705 по делу N А76-24/2018
Как следует из судебных актов, установив, что оспариваемым постановлением антимонопольного органа Сунцов А.Е. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, как должностное лицо организации, руководствуясь статьями 27, 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.4 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, суды пришли к выводу о неподведомственности спора арбитражному суду и прекратили производство по делу применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2019 N 308-ЭС19-3693 по делу N А32-15538/2018
Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 202, 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 29.9, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснениями, изложенными в пункте 3.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности самостоятельного оспаривания по правилам, предусмотренным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, действий сотрудников управления, совершенных в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, материалы которого переданы на рассмотрение управления для подготовки к предстоящим судебным заседаниям. Такие процессуальные действия, совершенные при производстве по делу об административном правонарушении, рассматриваются арбитражным судом в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, проверка законности и обоснованности спорных действий (бездействия) может быть осуществлена лишь при обжаловании постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении.
Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2019 N 305-ЭС19-1983 по делу N А40-79871/2018
В силу статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в главе 25 этого Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.
Распределение понесенных в рамках дел о привлечении к административной ответственности судебных издержек не упомянуто в качестве особенности рассмотрения таких дел.
Определение Верховного Суда РФ от 23.08.2019 N 304-ЭС19-10463 по делу N А70-13298/2018
Действительно, согласно положениям статей 202, 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности, дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 настоящего Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.