1. Арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Арбитражные суды в случаях, предусмотренных федеральным законом, применяют обычаи делового оборота.
2. Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
3. Если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, арбитражный суд применяет правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
5. Арбитражный суд в соответствии с международным договором Российской Федерации, федеральным законом, соглашением сторон, заключенным в соответствии с ними, применяет нормы иностранного права. Данное правило не затрагивает действие императивных норм законодательства Российской Федерации, применение которых регулируется разделом VI Гражданского кодекса Российской Федерации.
6. В случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Комментарий к ст. 13 АПК РФ
1. В данной статье содержатся правила об иерархии нормативных актов в процессе применения материального законодательства. В ч. 1 статьи в круг применяемых арбитражным судом включены практически все возможные источники права, от Конституции до обычаев делового оборота.
2. Конституция как основной источник права подлежит непосредственному применению в судебной практике.
В целом ряде судебных актов ВАС РФ содержится ссылка на Конституцию как основание для его вынесения по существу (преимущественно в материально-правовом аспекте), например, в Определениях ВАС РФ от 28.04.2010 N ВАС-5057/10 по делу N А26-3619/2007, от 15.04.2010 N ВАС-3684/10 по делу N А41-140/09, от 27.02.2010 N ВАС-1959/10 по делу N А34-42/2009, Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 2019/09 по делу N А32-7432/2007-56/191-2008-56/23.
В соответствии со ст. 15 Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
3. При выявлении противоречий между нормами Конституции и законом, примененным или подлежащим применению в рассматриваемом деле, арбитражный суд в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи должен обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности этого закона.
При применении ч. 3 комментируемой статьи следует исходить из п. 2 резолютивной части Постановления КС РФ от 16.06.1998 N 19-П "По делу о толковании отдельных положений ст. ст. 125, 126 и 127 Конституции". Здесь отмечено, что арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции ФЗ или закона субъекта РФ, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в КС РФ с запросом о проверке конституционности этого закона. Обязанность обратиться в КС РФ с таким запросом, по смыслу ч. ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции во взаимосвязи с ее ст. ст. 2, 15, 18, 19, 47, 118 и 120, существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции.
Рассмотрение запросов арбитражных судов о проверке конституционности ФЗ осуществляется в порядке, установленном гл. XIII ФКЗ "О Конституционном Суде РФ".
4. Арбитражный суд вправе сослаться в решении и на нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. С 15.05.1992 в РФ введена государственная регистрация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, а соответствующие полномочия по регистрации возложены на Министерство юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
С фактом правовой регистрации связывается правовая сила таких нормативных правовых актов. В настоящее время требуется регистрация нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009).
В соответствии со ст. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Круг актов, подлежащих регистрации, расширяется. Например, в соответствии со ст. 7 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, за отдельными исключениями (например, нормативные акты, устанавливающие курсы иностранных валют по отношению к рублю).
Только нормативные правовые акты, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения конфиденциального характера, не подлежат опубликованию. Таким образом, арбитражный суд не вправе сослаться в решении как на незарегистрированные, так и на неопубликованные акты федеральных органов исполнительной власти.
5. Россия является федеративным государством, поэтому определенные вопросы отнесены к исключительной компетенции РФ, ряд вопросов является сферой совместного ведения РФ и ее субъектов в соответствии со ст. 72 Конституции, иные вопросы отнесены к исключительной компетенции субъектов РФ. При установлении противоречий между ФЗ и правовыми актами субъектов РФ, органов местного самоуправления арбитражному суду следует определять норму, подлежащую применению, исходя из компетенции органа, принявшего или издавшего соответствующий акт в соответствии с Конституцией.
6. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, в связи с чем им принадлежит приоритет при применении.
Арбитражные суды также применяют нормы иностранного права (см. ст. 14 АПК), а также вправе исходить в правоприменительной деятельности из аналогии закона и аналогии права. В качестве примера обычаев делового оборота можно привести Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс", которые являются сводом таких обычаев и подготовлены Международной торговой палатой <1>; Принципы международных коммерческих договоров, подготовленные УНИДРУА.
--------------------------------
<1> См.: Правила ICC для использования торговых терминов в национальной и международной торговле (Инкотермс 2010). М.: Инфотропик Медиа, 2010.
7. Судебная практика также является источником правового регулирования, и важнейшие ее положения могут быть положены в основу судебных актов. В частности, в ч. 4 ст. 170 АПК прямо сказано, что в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики. Что касается юридической силы решений КС РФ, то они в соответствии со ст. 79 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" окончательны, обжалованию не подлежат и вступают в силу немедленно после его провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Поэтому если по какому-либо вопросу, рассматриваемому арбитражным судом, имеется правовая позиция КС РФ, выраженная в его решениях (под ними имеются в виду как постановления, так и определения), то они также должны быть положены в основу судебных актов арбитражных судов.
Огромное значение имеет судебная практика ЕСПЧ, которая также в силу присоединения РФ к Совету Европы и признания юрисдикции данного международного суда обязательна в процессе правореализации.
8. В ч. 6 комментируемой статьи речь идет о применении права по аналогии, имея в виду материальное право, а не процессуальное. При этом аналогия применяется в отношении норм гражданского, а не публичного права.
Судебная практика по статье 13 АПК РФ
Вместе с тем оснований для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке статьи 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и части 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с запросом о проверке статей 1252 и 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации на соответствие нормам Конституции Российской Федерации не имеется.
Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2018 по делу N 308-ЭС14-1400, А20-2391/2013
Вместе с тем оснований для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке статьи 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и части 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с запросом о проверке статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации в ее понимании правоприменителем, выраженным в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 308-ЭС14-1400 от 08.06.2016 по настоящему делу, на соответствие нормам Конституции Российской Федерации не имеется.
Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2018 N 305-КГ17-23005 по делу N А40-223089/2016
Между тем оснований для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке статьи 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и части 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с запросом о проверке пункта 11 статьи 381 и пункта 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации на соответствие нормам Конституции Российской Федерации суд не усматривает, а, следовательно, отсутствуют основания и для приостановления производства по делу (по кассационной жалобе).
Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2018 N 307-ЭС17-15800 по делу N А13-6287/2013
При принятии решения суд первой инстанции согласился с тем, что решением Арбитражного суда Вологодской области от 01.07.2014 по делу N А13-16286/2013 установлены обстоятельства, указывающие на незаконность тарифов, которые имеют преюдициальное значение для участвующих в деле лиц. Поскольку с 30.05.2014 приказ N 1174 утратил силу и в этой связи предприниматель лишен возможности защищать свое право путем оспаривания этого нормативного акта в порядке абстрактного нормоконтроля, суд, исходя из положений статей 13, 69, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и результатов экспертного исследования по настоящему делу, пришел к выводу о невозможности применения приказа N 1174 в расчетах между сторонами. В качестве цены, подлежащей применению для установления стоимости оказанных обществом предпринимателю услуг, суд использовал определенный экспертом тариф без учета затрат на создание изолирующего слоя (рекультивации) городской свалки с использованием в расчете показателя планируемого объема мусора в тоннах, рассчитанного на базе планируемого объема мусора в куб. метрах при плотности 200 кг/куб. метр, в размере 335 руб. за тонну.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 09.04.2018 по делу N 307-ЭС17-15800, А13-6287/2013
При принятии решения суд первой инстанции признал, что решением Арбитражного суда Вологодской области от 01.07.2014 по делу N А13-16286/2013 установлены обстоятельства, указывающие на незаконность тарифов, которые имеют преюдициальное значение для участвующих в деле лиц. Поскольку с 30.05.2014 приказ N 1174 утратил силу и в этой связи предприниматель лишен возможности защищать свое право путем оспаривания этого нормативного акта в порядке абстрактного нормоконтроля, суд, исходя из положений статей 13, 69, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и результатов экспертного исследования по настоящему делу, пришел к выводу о невозможности применения приказа N 1174 в расчетах между сторонами. В качестве цены, подлежащей применению для установления стоимости оказанных обществом предпринимателю услуг, суд использовал определенную экспертом стоимость услуг в размере 335 руб. за тонну.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.04.2018 по делу N 305-КГ17-19726, А40-51465/2017
Частью 2 статьи 13 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Определение Верховного Суда РФ от 22.06.2018 по делу N 310-ЭС18-11359, А68-3513/2017
Вместе с тем оснований для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке статьи 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и части 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации положений статьи 14 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 N 52 "Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования" не имеется.
Определение Конституционного Суда РФ от 26.11.2018 N 3043-О
статьи 3, 6, 9, 13, 15, 16, 65, 168, 170, 270, 271, 288 и 289 АПК Российской Федерации допускают возможность принятия общеобязательного судебного акта, содержащего правовую позицию арбитражного суда, расходящуюся с правовой позицией, ранее сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации, а также предусматривают, что законность и обоснованность судебного акта, принимаемого арбитражным судом, возникает посредством формального последовательного обжалования судебного акта в суды вышестоящих инстанций и вынесения ими соответствующих судебных постановлений, независимо от соблюдения или несоблюдения этими инстанциями процессуальных норм, конституционно обязательных для судов при разрешении арбитражных споров.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31.01.2019 N 305-ЭС18-17266 по делу N А40-177621/2017
В соответствии с частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Определение Верховного Суда РФ от 02.07.2019 N 305-ЭС16-19829 по делу N А40-65047/2015
Вместе с тем оснований для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке статьи 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и части 3 статьи 13 АПК РФ с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации положений статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации" и статьи 291.6 АПК РФ не имеется.
Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2019 N 305-ЭС19-11032 по делу N А40-168603/2018
Согласно части 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.